Общественный совет "Уроки девяностых" и Фонд Е.Г.Гайдара объявляет конкурс библиотекарей «Время Гайдара», имея целью продвижение книг Е.Гайдара и его единомышленников в школы России - к учителям истории и обществоведения, популяризацию этих книг, а также формирование интереса к российскому историческому процессу конца ХХ столетия в среде российских подростков и в широких слоях нашего общества.
1. Цели конкурса определены в его наименовании.
2.Стимулом к его объявлению послужило сегодняшнее хаотическое состояние оценок первого постсоветского десятилетия (90-е годы) – труднейшего и очень значимого периода в жизни российского общества.
Этот умственный хаос болезненней всего сказывается на школьном преподавании.
Учителя истории и обществоведения имеют в своем распоряжении очень разные учебники и пособия, изданные в последнее десятилетие. Несмотря на большое количество напечатанных в эти же годы добротных монографий, мемуаров деятельных участников событий и сборников документов, общественное сознание авторов многих учебников застилает мифическая трактовка этого десятилетия не как неминуемо болезненного, но исторически необходимого выхода из 70-летнего «советского» периода, а как результата приложения злых сил – произвола «лихих» деятелей этой эпохи.
3.Отсюда - и ложная трактовка задач патриотического воспитания детей и подростков.
Навязывается мнение, что для воспитания патриотизма необходимо впечатать в юное сознание мифологическую картину непрерывного процветания страны в советское время. Затем - десятилетнее отклонение от славного пути в «лихие 90-е» - и возвращение к славным достижениям в «нулевые» годы стабильности и благоденствия.
Устроители конкурса, напротив, уверены что путь воспитания действенного патриотизма – это путь знакомства подростков не только со славными, но и со страшными страницами отечественной истории под девизом:
Именно от тебя - от достоверного знания своей истории и твоей активной позиции - зависит, чтобы это не повторилось!
Знакомство с печальными событиями должно сопровождаться основательным обсуждением того, как формируется иммунитет общества к самовластью и к его неминуемому следствию – массовому нарушению прав личности и в конечном счете – к террору.
4.Несомненно, не только большинству граждан России, но даже школьным учителям не удается (хотя бы в силу ограниченности нерабочего времени) читать научные монографии и толстые тома изданных документов.
Поэтому была предпринята работа по изданию книг о 1985-2000 гг. в помощь учителю - книг, написанных научно, но при этом ЛЕГКО И ПРОСТО. Задача – дать учителю и всем интересующимся реальную и понятную картину исторического процесса этих недавних лет.
Это время еще не стало историей. Но это не значит, что мы не обладаем базой исторических, а не мифических фактов этой эпохи. Именно на них, а не на зыбкую почву эмоционально-бытовых воспоминаний и домыслов следует опираться в своих суждениях и учителю, и тому, кто берет на себя просветительскую задачу.
Эти факты широко представлены в книгах для учителя, издаваемых в рамках проекта «Уроки 90-х». Задача учителя – выбрать то, что ему представляется наиболее убедительным.
5. Посредниками между авторами этих книг - и учителями истории, а также всеми, кто хочет вдуматься в наше «прошедшее несовершенное», мы выбрали российских библиотекарей – муниципальных, школьных и любых других библиотек.
То есть тех, для кого книга – предмет профессиональной деятельности, не оставляющий их равнодушными. Тех, кто сегодня, в сущности, исполняют – и, по нашим личным впечатлениям, довольно успешно, - роль последних российских просветителей.
1-й этап: Библиотекари – учителям.
Номинация 1: Факты вместо мифов, анализ вместо эмоций.
Дать в избранной библиотекарем или совместно с учителем убеждающей форме (выставки, стенды, буклеты, учебные те тради и проч.) параллельные ряды фактов (телеграммы в ноябре – декабре 1991 года из всех областей страны о том, что хлеба осталась не более чем на 10 дней; состояние золотого запаса –и остановка импорта, отказ в западных кредитах и т.п.) – и мифов (эмоциональных воспоминаний о том, «как нас ограбили»).
Номинация 2: Правда о 90-х годах: Библиотекарь рекомендует!
Печатные и иные формы рекомендательного описания книг «Уроки 90-х» (буклеты, календари, как приложение –дайджесты материалов региональной прессы, фотоальбомы, библиографические указатели, и пособия и т.п.).
Номинация 3: Библиотекарь рассказывает школе о 90-х годах.
Выбор и реализация наиболее эффективных форм знакомства школьных учителей и старшеклассников с материалом комплекта книг «Уроки 90-х» (беседы, круглые столы, диспуты, познавательные игры и т.п.).
Номинация 4: 90-е годы в контексте российской истории ХХ века: лучшее массовое мероприятие.
Октябрь, уничтожение крестьянства, Гулаг, Великая Отечественная война и Победа, «советизация» Сталиным стран Центральной Европы, сталинский террор в этих странах, ХХ съезд, Оттепель, «застой», исчерпанность потенциала «социализма», Перестройка, Август 1991, первое послесоветское десятилетие – достижения и потери.
Задача выполняется разными путями (тематические книжные выставки с их широкими презентациями, свободные дискуссии учащихся и т.п.).
2-й этап: Библиотекарь работает со школьником
Номинация 1. Мой взгляд на 90-е годы (сочинение на тему, выбранную совместно с библиотекарем, с использованием книг проекта и с собственными примерами).
Номинация 2. 90-е годы в контексте российской истории ХХ века: лучший альбом иллюстраций и\или фотоматериалов (готовится совместно с библиотекарем и после рассмотрения жюри включается в состав фонда библиотеки).
* * *
Подача материалов 1-го этапа – до 25 января 2012 г.
Подача материалов 2-го этапа – до 10 февраля 2012 г.
Участникам первого этапа присуждается 1 первая премия – 25 тысяч руб.,
2 вторых - по 15 тысяч руб.,
3 третьих – по 10 тысяч руб.,
40 поощрительных - по 3 тыс. руб.
Участникам второго этапа присуждается 10 поощрительных премий по 4 000 рублей, при этом каждая делится пополам между библиотекарем и школьником (школьниками).
Из десяти премий 2-го этапа выделяются три главных. К каждой из них добавляется по два комплекта книг – для школьника и для библиотеки.
Итоги подводятся в середине марта - к дню рождения Егора Гайдара.
Лауреаты первой, второй и третьей премий 1-го этапа и трех главных премий 2-го приглашаются для получения премий в Москву – за счет организаторов конкурса.
К участию в конкурсе приглашаются библиотекари и библиотеки разных структур и ведомств – от универсальных областных, муниципальных и ЦБС до школьных. У всех могут найтись свои подходы к целям конкурса.
Конкурсные текстовые работы принимаются непременно в двух видах - в печатном и в электронном формате. Электронный вариант работы может быть прислан по электронной почте:
Печатный – по адресу:
129272 Москва Сущевский вал, д.64, офис 108. Общественный совет "Уроки девяностых".
Работы должны быть набраны на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, 12, 13, 14 шрифт, полуторный интервал. Фотографии, иллюстрации должны быть отсканированы в формате jpg.
Сообщение о представленных на конкурс мероприятиях подается в форме краткого текстового описания и видео-аудио-фотодокументов.
Приветствуются дополнительные материалы, помогающие оценить сделанное библиотекарем:
публикации в периодической печати о деятельности библиотеки в рамках задач конкурса;
собственные издания библиотек, работающие на цели, преследуемые конкурсом;
фото, аудио и видеоматериалы (видеофильмы, снятые на мероприятиях, непосредственно относящихся к конкурсу, видеореклама (ролики и презентации), телепередачи, подготовленные при участии библиотек,
слайд –фильмы и слайд-презентации, относящиесяк конкурсным мероприятиям.
Жюри в составе пяти человек (возглавляет жюри член Европейской академии Мариэтта Чудакова) оставляет за собой возможность ознакомления на месте с мероприятиями, отобранными для возможного премирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий